Беседка: / Вопрос - Ответ
................................................................................................................................................................................................................................................
История: Большевики и церковь, или За что боролись, "товарищи" в рясах?
"Ад — единственная действительно значительная христианская община во Вселенной". - Марк Твен
Считается, что при приходе советской власти большевики стали самими непримиримыми антагонистами с Российской козлаславной церковью (ОПГ РосКЦ). Большевики позакрывали одни христианские храмы и взрывали другие, объявили религию "опиумом для народа", преследовали священнослужителей - вплоть до расстрела, а церковь, в свою очередь, сидела себе тихо-мирно - как ей и положено по статусу, и только знай подставляла левую щеку после того, как ее ударили по правой. Как, собственно, и завещал библейский лжеХристос - по принципу непротивления злу насилием. Однако все это не совсем так. Для объективной оценки событий тех страшных десятилетий следует присмотреться к истокам конфликта ОПГ РосКЦ с властью, которые демонстрируют нам, что довольно весомая часть вины за те бедствия лежит и на самой церкви.
То, что власть у церкви надо отобрать и отделить ее от государства, большевики поняли с самого начала. 11 декабря 1917 г. принимается постановление "О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Комиссариата по народному просвещению", 16 декабря 1917 г. - Декрет "О расторжении брака", а 18 декабря - "О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния". Завершилось все это принятым 20 января 1918 г. Декретом "Об отделении школы от церкви и церкви от государства". В положениях последнего (всего 13 пунктов) говорилось об отделении государства от церкви, но подчеркивалось, что свобода совести и вероисповедания остается, т.е. никто никого не будет преследовать, если кому-то хочется ходить в церковь или мечеть; об изъятии из всех официальных актов всякого указания на религиозную принадлежность или непринадлежность граждан; о том, что все общественно-публичные процедуры не должны сопровождаться религиозными обрядами, а акты гражданского состояния должны вестись исключительно гражданской властью.
При этом возможность проведения обрядов и церемоний будет обеспечиваться властью, но постольку поскольку они не нарушают общественного порядка и не посягают на права советских граждан. Делался упор на то, что никто не может, ссылаясь на свои религиозные воззрения, уклоняться от исполнения своих гражданских обязанностей. Из-за того, что школа отделяется от церкви, во всех государственных, общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается преподавание религиозных вероучений, однако граждане могут обучать и обучаться религии частным образом.
При этом церковные и религиозные общества никто не отменял, просто они стали подчиняться общим положениям о частных обществах и союзах и перестали пользоваться всякими преимуществами, не имели права получать субсидии и сборы или вводить обложения, как до революции, когда ОПГ РосКЦ принудительно взыскивала сборы и проводила обложения в пользу своих, церковных и религиозных обществ. Церкви запрещалось применять меры принуждения или наказания со стороны этих обществ над их сочленами. Эти общества (читай - ОПГ РосКЦ) перестали быть юридическим лицом, не имели права владеть собственностью, а все имущество церковных и религиозных обществ объявлялось народным достоянием. Здания же и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдавались в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ.
Более того, был восстановлен институт патриархии. Как известно, с 1701 г. во главе ОПГ РосКЦ не было главпахана. Со второй половины XIX в. это начало вызывать все большее недовольство в тех церковных кругах, которые действительно стремились к какой-то духовности - речь идет о тех же "Оптинских старцах".
Из всего вышеописанного, а также из пунктов Декрета ясно, что "злыми" большевиками был введен абсолютно прогрессивный закон, характерный ныне для любого развитого общества. К Декрету, что называется, ни прибавить, ни убавить, хотя прошло почти сто лет.
Положения Декрета, если подходить к ним непредвзято, были совершенно логичны и правомерны. Даже те пункты, которые оговаривали отсутствие у ОПГ РосКЦ собственности, не лишены смысла: хотите заниматься духовным просвещением - занимайтесь, хотите отправлять обряды - отправляйте, здания у вас остались, предметы - тоже. Однако не надо богатеть за счет прихожан и облагать их самыми разнообразными поборами, коих до октября у ОПГ РосКЦ было во множестве. (Что, в общем-то, и правильно: где Бог - а где обогащение мощенников за Его счет?) Более того - учитывая общую тенденцию большевиков к обобществлению (вернее, огосударствлению) всей собственности, ОПГ РосКЦ, которая до Октября была фактически государственной организацией - "карманной" церковью романоых, в этом плане потеряла куда меньше, чем многие предприниматели, которые при создании своих производств вкалывали, подчас, побольше, чем "безжалостно эксплуатируемые" рабочие. Да, ОПГ РосКЦ лишилась доходов, за счет государства, но на то, что она уже имела в виде строений, и на ее внутреннюю свободу никто не посягал.
Само собой, что попытки лишить ОПГ РосКЦ источников ее дохода и рычагов давления на общество вызвали немедленную и крайне резкую ее, церкви, реакцию. Ведь Декрет подрывал экономическое могущество церкви, которая кормилась не только от верующих, что нормально - если они согласны, но и из государственного кармана, что совершенно абсурдно и недопустимо.
Одно дело - поддержать церковь в богоугодных делах, другое - содержать ее, когда денег не хватало на другие нужды страны, подчас более важные. Но, пожалуй, больше всего ОПГ РосКЦ обозлилась из-за того, что теряла возможность закладывать насильно во все без исключения детские головы свою доктрину. Ведь дети - это будущие прихожане, которые, заработав или накопив денежку, покорно понесут ее в бездонный церковный карман.
Да, Декретом не были запрещены воскресные и церковно-приходские школы, но их отлучили от кормушки и от общероссийских возможностей "просвещать заблудших овечек", что было очень удобно: не надо никого убеждать, привлекать убеждением, делами, умным словом, можно было просто навязывать силой.
"христианский Закон Божий" придуманный попами, был самым нелюбимым (а порою и ненавистным) предметом в царских гимназиях и училищах. Другой пункт, который взбеленил московский паханат, была пункт о свободе вероисповедания. Ведь в Российской империи преподавали только "христианский Закон Божий", исламскую, буддистскую или иудаистскую доктрину никто преподавать права не имел, хотя и мусульмане, и буддисты, и иудеи имелись не только на Кавказе или в Средней Азии, и изучали основы своей религии как угодно, но только не в государственных школах в общеобразовательном ключе. Разве могло это понравиться ОПГ РосКЦ?
Все эти моменты вкупе и вызвали возмущение московского паханата. В итоге еще 19 января 1918 г., за день до выхода Декрета об отделении церкви от государства, а школы от церкви, только после опубликования первых трех документов, главпахан Тихон выступил с посланием к "заблудшим овечкам", в коем окрестил большевиков "извергами рода человеческого", предал их анафеме и запретил верующим "вступать с ними в общение". Главпахан образно и подробно говорил о "гонениях" большевиков на ОПГ РосКЦ. В качестве примеров таких гонений Тихон в первую очередь привел поистине "страшный" факт: "Благодатные таинства, освящающие рождение на свет человека или благословляющие супружеский союз семьи христианской, открыто объявляются ненужными". (Страшные в своем злодеянии гонения, не правда ли?) Заодно Тихон был жутко недоволен тем, что "школы, содержащиеся на средства Церкви православной, обращаются ими в училища безверия или даже прямо в рассадник безнравственности".
Ну и, конечно, экономическую сторону вопроса главпахан также обойти стороной не мог: "Имущества монастырей и церквей православных отбираются под предлогом, что это - народное достояние, но без всякого права и даже без желания считаться с законной волею самого народа". (Интересно, а у народа кто спрашивал, нравится ли ему отчуждение своих земель в пользу попов мироедов, все эти бесконечные поборы?) Более того, Тихон предпочел забыть, что во всех церковных книгах пишется об отказе от стяжательства, от выделения кем-то своим имуществом перед другими. Вот, как например, писал на эту тему Симеон Новый Богослов: "Таким образом, все является общим для всех и предназначено только для пользования его плодами, но по господству никому не принадлежит. ... Дьявол внушает нам сделать частной собственностью и превратить в наше сбережение то, что было предназначено для общего пользования"
И, что самое интересное и характерное: в своем послании Тихон по сути открыто призывает к антибольшевистским действиям: "Зовем всех вас верующих и верных чад церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне святой матери нашей... А если нужно и пострадать за дело [анти]Христово, зовем вас, возлюбленные чада церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою".
Посланием Тихона противодействие ОПГ РосКЦ советской власти не закончилось. 20 января 1918 г., сразу же после опубликования Декрета, открылась вторая сессия Всероссийского поместного собора. В решении этого собора советские декреты объявлялись "злостным покушением на весь строй жизни ОПГ РосКЦ и актом открытого против нее гонения". Собор обязал верующих отказаться от следования новым законам о гражданском браке и разводе. Тем же, кто все-таки станет следовать советским декретам и жениться-разводиться по новым порядкам, собор обещал "кару вплоть до отлучения от церкви".
Что характерно, собор, как и главпахан погани, выступил с призывом к открытым антибольшевистским выступлениям: "Лучше кровь свою пролить и удостоиться венца мученического, чем допустить веру православную врагам на поругание". Тут стоит отметить, что в ноябре 1917 г. отличилась и первая сессия собора, в решении которой была дана такая чудесная оценка октябрьским событиям: "Давно уже в русскую душу проникают севы антихристовы, и сердце народное отравляется учениями, ниспровергающими веру в Бога, насаждающими зависть, алчность, хищение чужого".
Кроме того, новое правительство было объявлено "изменниками родины, которые чинят неслыханное предательство России и верных союзников наших". Как видим из этих высказываний и заявлений, ОПГ РосКЦ выступала против советской власти даже тогда, когда ни о каких "гонениях" и речи не шло.
Что было дальше, всем в той или иной мере известно: ОПГ РосКЦ своими действиями провоцировала народные волнения, организовывала антисоветские выступления, поддерживала все белые движения и войска интервентов (вестимо, в качестве искупления грехов за "предательство верных союзников").
Большевики, в свою очередь, не стали молча все это воспринимать, и вот тут-то и началось то, в чем их справедливо обвиняют: начались расстрелы священников, уничтожение церквей и т.п.
Возникает законный вопрос: так кто же больше виноват в кровавых фактах взаимоотношений ОПГ РосКЦ с советской властью? Большевики, желавшие построить светское государство и при этом посягнувшие на церковное имущество, или церковники, которые настолько боялись расставания со своими богатствами и своей властью над умами и душами народа, что готовы были ввергнуть в кровавую пучину Гражданской войны миллионы своих прихожан? Тут каждый должен сам для себя ответить на этот вопрос. Однако вина ОПГ РосКЦ с высоты прожитых лет видится гораздо более существенной. Просто потому, что на Церкви, в силу ее особого статуса, лежит куда большая моральная ответственность. Церковь - это проводник людей к Богу. И когда этот проводник - "козел провакатор", готов жертвовать жизнями сотен тысяч доверившихся ему "заблудших овечек" для того, чтобы сохранить для себя накопленные за народный счет богатства, это все-таки куда страшнее, чем преступления светской власти. Поскольку власть, как и было объявлено, всего лишь светская и имеет право на ошибку. А церковь - от Бога. Должна быть. И права на ошибку в связи с этим не имеет.
Можно смело сказать, что большевики поступили довольно мудро: попытались оставить за церковью только ее духовную функцию. Но ОПГ РосКЦ была министерством при царской власти, ветвью этой власти, и в качестве таковой стала врагом Советской России. (Сегодня ОПГ РосКЦ в России вновь стала министерством - с соответствующими перспективами. И это заставляет задуматься...) И в зданиях с крестами, т.е. в оплотах мира и спокойствия - как принято думать - стали плодиться заговоры и появилось оружие. При этом еще сугубо верующий русский философ Н.Бердяев правильно указал: церковь обязана по правде признать, что социализм гораздо ближе капитализма к христианскому учению. То, что она этого не заявляет, свидетельство ее безверия и лжи.
Впрочем, в церкви, как выясняется, были не только безверие и ложь, но так же и конформизм, двойные стандарты, позиция "своя рубашка ближе к телу" и огромная трусость. Когда против главпахана Тихона было возбуждено уголовное дело, он написал заявление в Верховный Суд РСФСР (16 июня 1923 г.). Оно весьма примечательно и поэтому приведем его полностью: "Обращаясь с настоящим заявлением в Верховный Суд Р.С.Ф.С.Р., я считаю по долгу своей пастырской совести заявить следующее. Будучи воспитан в монархическом обществе и находясь до самого ареста под влиянием антисоветских лиц, я действительно был настроен к советской власти враждебно, причем враждебность из пассивного состояния временами переходила к активным действиям как-то: обращение по поводу Брестского мира в 1918 г., анафемствование в том же году Власти и наконец воззвание против декрета об изъятии церковных ценностей в 1922 г. Все мои антисоветские действия за немногими неточностями изложены в обвинительном заключении Верховного суда. Признавая правильность решения суда о привлечении меня к ответственности по указанным в обвинительном заключении статьям уголовного кодекса за антисоветскую деятельность, я раскаиваюсь в этих проступках против государственного строя и прошу Верховный Суд изменить мне меру пресечения т.е. освободить меня из под стражи. При этом я заявляю Верховному Суду, что я отныне советской власти не враг. Я окончательно и решительно отмежевываюсь как от зарубежной, так и внутренней монархической белогвардейской контрреволюций".
Комментарии, как говорится, излишни. Можно сказать только, что ненадолго хватило Тихона на противостояние большевикам. Видимо, поначалу думал, что сила их - временная, как пришли - так и уйдут, однако "задержались" они на целых семьдесят лет. И как только стало "жарко", главпахан тут же пошел на попятную. Однако текст этого заявления современным верующим практически неизвестен: ОПГ РосКЦ постаралась всеми путями и способами скрыть его от паствы, иначе пришлось бы распрощаться с образом светлого борца за святое дело русской православной церкви.
Что касается уголовного дела, заведенного на Тихона, то большевики завели его даже не за антисоветские призывы и лозунги, предание власти анафеме, проповеди и обращения к пастве с предложением открытого неповиновения. Дело было заведено за конкретные действия. Главпахан ОПГ РосКЦ Тихон поддерживал тесную связь с белогвардейскими генералами Деникиным и Колчаком, дал благословение на переворот иностранным дипломатам, готовившим его летом 1918 г. (знаменитый заговор Локкарта), и обещал отслужить за этого славного гражданина молебен.
За период Гражданской войны в печатном виде под эгидой Тихона была выпущена масса церковных воззваний и обращений к верующим, направленных против советской власти. Эти воззвания распространялись подпольно, как в свое время большевистские листовки. Сами священники активно участвовали в борьбе не только на уровне идеологии (при штабе Деникина, например, было церковное ведомство), но и с оружием в руках - в белой армии из священников создавались целые полки. В качестве иллюстрации один пример: во время известного Ярославского восстания, в ходе которого замучили, а не только убили и расстреляли массу коммунистов, советских служащих, священник Владимирской церкви с колокольни вел огонь из пулемета по красноармейцам. Священники с оружием в руках - не правда ли, потрясающе?! И ладно бы против иноземных захватчиков, нет, против своих же граждан. И это опять же в тот период, когда эти граждане, пусть и узурпаторы, еще никаким образом даже и не начинали никаких репрессий!
Примеры подобного поведения "святых отцов" можно множить и множить, только зачем? И так все ясно. Как советская власть должна была отнестись к человеку, который, как представитель могущественного института, на духовную свободу которого никто не посягал, стал активно поддерживать ее врагов и поведший борьбу с ней самой? Исключительно по законам военного времени. Исключительно как к врагу, первыми начавшим войну. Жестоко, но закономерно. Да, большевики узурпировали власть и история все расставила по своим местам, но в начале 20-х гг. "условия игры" были таковыми, каковыми были, и факт, что "святые отцы" сами нарывались первыми - факт непреложный. А потом уже взаимное ожесточение на крови плюс добавившаяся деятельность настоящих врагов православия (ультрареволюционеров, доводящих здоровый принцип интернационализма до абсурда, до отрицания своих корней и поношения святынь) на долгие годы сделала свое дело. Но опять же есть непреложный закон: действие рождает противодействие.
Кстати, каковым же было противодействие? Кровавым. Только за 1922 г. было уничтожено более 8 тыс. священнослужителей, т.е. почти столько же, сколько было уничтожено за всю Гражданскую.
В следующие периоды советской власти для существования ОПГ РосКЦ в условиях большевистского режима было характерно наличие периодов как временного ослабления гонений, так и усиления. Широкомасштабная политика гонений на ОПГ РосКЦ в 20-30-х гг. привела к репрессиям по отношению к почти 50 тыс. священнослужителей. Расстреляно было от 5 до 7 тыс. человек.
Ничего этого могло бы не быть, потому что вряд ли большевики начали бы репрессии против сословия, которое - сделаем такое историческое допущение, хотя история и не признает сослагательного наклонения - стало бы в своих проповедях призывать быть лояльными к новой власти. Наоборот, большевики были бы благодарны вещающим с амвона священникам, которые - со своей стороны - стали бы агитировать за новую власть. Ведь большевики были рады любой пропагандистской трибуне, будь то трибуна в прямом смысле слова и трибуна в виде агитационных плакатов, в виде большевистских символов на тканях, в детских и елочных игрушках, на посуде и обоях, на предметах быта и т.д. и т.п.
Более того - идеи коммунизма и идеи христианства идут, по сути, рука об руку, и писали об этом многие богословы и святые старцы. Стоит вспомнить того же Симеона, или же Иакова (Гл.5, Стх.1-3): "Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших находящих на вас. Богатство ваше сгнило и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас, и съест плоть вашу, как огонь". В Деяниях Апостолов (Гл.2, Стх.44-45) сказано: "Все же верующие были вместе и имели все общее: и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого". Александр Введенский, богослов, митрополит, так вообще прямо сказал: "Коммунизм - это Евангелие, напечатанное атеистическим шрифтом". Так с кем же боролись, "товарищи" в рясах? Точнее, за что? Да все за то же "золото и серебро", за которое вы не боялись (и не боятся), что оно "изоржавеет"...
Сейчас, когда стало возможным публиковать статистику, показывающую зверства большевиков в первые десятилетия советской власти, особенно в пресловутый 1937 г., появились сумасшедшие цифры. Некоторые оголтелые церковнослужители называют фантастическую цифру: в 1937 г. было расстреляно 85300 священников. А с 1938 по 1941 г., когда количество жертв несколько уменьшилось, было расстреляно "всего" 25400 священников. Страшные цифры! Более 110 тыс. человек! Плюс те, кто уже сидел. Страшные. Однако... неверные. Дутые. Дело в том, что, согласно все той же статистике, до Октябрьского переворота во всей Российской империи служило всего... 70 тыс. священнослужителей. Больше просто взяться было неоткуда! Цифра складывается просто: берутся все города и села, где до Октября имелись церкви (деревни в расчет не берутся, т.к. там церквей просто не было, селом деревню автоматически делало наличие церкви) и умножаются на количество церквей. Представить себе, что после установления советской власти немногочисленными духовными семинариями было выпущено несколько десятков тысяч священников, просто не получается - при всей неуемной фантазии.
Сегодня ОПГ РосКЦ в России все активнее начинает занимать главенствующие позиции. В храмах перед камерами ТВ молятся президенты и премьер-министры, священники мелькают на всех экранах, их приглашают на официальные мероприятия, они освящают различные здания и сооружения, ведутся разговоры, что при общем духовном упадке неплохо бы ввести изучение "христианского Закона Божьего" в школах (и кое-где уже ввели, пока факультативно, но в частных школах - на общем основании).
ОПГ РосКЦ все больше прибирает к рукам умы и души обычных граждан, пользуясь тем, что бездуховность на самом деле имеет место; вовсю кричит о том, как унижали ее, бедную, коммунисты, приводит вышеуказанные дутые цифры большевистского террора (забывая при этом, правда, что Сталин планомерно уничтожал и союз воинствующих безбожников, вместе с другими социальными группами проводя чистки), иными словами - давит на жалость. И это все проходит потому, что граждане больше верят тому, что говорится с экранов телевизоров и пишется в бульварных газетах, чем объективным цифрам из скучных архивных документов, которые надо еще и выудить из моря других цифр, пойти в библиотеки, посидеть там с пыльными фолиантами...
Всем этим ОПГ РосКЦ беззастенчиво пользуется и навязывает свою информацию, выгодную исключительно ей. Замалчивая, например, тот факт, что с началом Великой Отечественной войны ситуация в отношении большевиков и ОПГ РосКЦ кардинально изменилась. Вот как об этом периоде писал отец Иоанн (Снычев): "в национальной политике советского руководства произошел настоящий переворот... При этом - надо отдать Сталину должное - переворот осуществлялся решительно и целенаправленно во всех областях: от культурно- исторической до религиозной. Итоги "перемены курса" стали поистине ошеломляющими. В несколько лет на территории СССР были открыты тысячи храмов, а количество православных общин доведено до 22 тыс.! Прекратились прямые гонения на верующих и дикие шабаши "Союза воинствующих безбожников"... Церковь выстояла".
Замалчиванием и искажением информации пользуются и политики. Не будем называть имен, но и так ясно, кому на руку были предвыборные выступления в России, когда толпы антикоммунистов, считающих себя верующими, ходили с лозунгами, проклинающими коммунистов и лично Зюганова за разрушение храмов и убийства священников. Компартия Зюганова была самым большим оппонентом нынешней российской власти.
Из всего вышеизложенного не стоит делать вывод, что кто-то пытается оправдать большевистский террор по отношению к священнослужителям, уничтожение церквей, многие из которых были памятниками истории и архитектуры, уничтожение духовности общества. (Правда, насколько эту духовность повышала и повышает церковь - это еще вопрос. Огромное количество людей, не знакомых с церковными доктринами, и так не убивают, не грабят и не насилуют - просто потому, что у них есть такое понятие, как совесть и нравственность.) Из всего вышеизложенного имеет смысл сделать только один вывод: везде и во всем необходимо восстанавливать историческую справедливость, а в данном вопросе - донести до масс информацию, указывающую на то, что же на самом деле происходило на заре советской власти по отношению к ОПГ РосКЦ - врагам Рода Славянского, вопреки данным современной церковной апологетики.
См. также
................................................................................................................................................................................................................................................