Мыслите: Свет Истины /
................................................................................................................................................................................................................................................
Празднество 1/14 октября
Тропарь Божией Матери пред иконой Ея
именуемой «Покров Пресвятой Богородицы».
глас 4:
Днесь благовернии людие светло празднуем,
осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и,
к Твоему взирающе пречистому образу,
умиленно глаголем: покрой нас честным Твоим покровом
и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего,
Христа Господа нашего, спаси души наша.
Покров Пречистой Богородицы и Приснодевы Марии
Радуйся, Радосте наша, покрой нас от всякого зла честным Твоим покровом!
Тебя воспеть певца безсильно слово!
Твоей любви сравненья в мире нет!
О Матерь Божья! Под Твоим Покровом
Имеем мы прибежище от бед.
Незримый взору, он простерт над нами.
Тепло мы всюду чувствуем его:
На ложе сна, в пути и в Божьем храме
Хранит нас ткань Покрова Твоего.
Любой брони и стали он прочнее,
От пуль спасает воина в бою,
И над младенца колыбелью вея,
Он дарит нежность и любовь Твою.
За звездами и дальними мирами,
Там, где любви безсмертной торжество,
И день и ночь, простертая над нами,
Хранит нас ткань Покрова Твоего!
Праздник Покрова - один из самых почитаемых на Руси, о чем свидетельствует и количество икон, и Покровских храмов, и количество людей с «поповской» фамилией Покровский (до середины XIX в. отличившиеся выпускники духовных семинарий получали фамилии в честь самых главных праздников). В то же время многие плохо представляют себе сам смысл термина «покров», да и сама история праздника всё ещё недостаточно изучена.
«Покров Пресвятой Богородицы - праздник православной церкви (14 (1) октября), установленный в память события, бывшего в Константинополе в половине X в. Империя вела в это время войну с сарацинами, и городу угрожала опасность. В указанный день св. Андрей юродивый и его ученик Епифаний, находясь во Влахернском храме во время всенощного бдения, увидели на воздухе Божию Матерь с сонмом святых, молящуюся о мире и распростершую свой Покров (омофор) над христианами. Греки ободрились, и сарацины были отражены. Церковному богослужению в этот день присвоено особое "величание"» [988:00].
Сам праздник Покрова появился на нашей земле, вероятно, в XII в. При этом считается (но теперь это подвергается сомнению), что первым Покровским храмом стал шедевр древнерусской архитектуры – знаменитый храм Покрова на Нерли.
Вообще же календарная история праздника до сих пор недостаточно исследована, хотя существует немало работ. Тем не менее, ясно, что традиционная (и горделивая!) точка зрения на то, что это "чисто русский праздник", основанный Андреем Боголюбским и неведомый грекам и другим христианам, – ошибочна.
Достаточно вспомнить об обстоятельствах появления первого – и единственно дозволенного церковным уставом! – акафиста "Взбранной Воеводе..." Этот шедевр церковной поэзии иногда приписывается св. Роману Сладкопевцу, поэтому он и изображается на некоторых иконах Покрова. Ученые указывают на почитание в византийской традиции мафориона, головного покрывала Пресвятой Девы, и предполагают, что даже сама дата празднования Покрова была привязана ко дню памяти Романа Сладкопевца, воспевшего Богоматерь (а не наоборот!). Да и служба на Покров имеет сходство с богослужением на праздник Положения ризы Богородицы во Влахернском храме (2/15 июля) и с текстом акафиста Божией Матери.
Греки и козлаславные христиане тоже прославляют Богородицу как свою Защитницу и Покровительницу (было бы странно в этом сомневаться!) вне зависимости от единичного и локального константинопольского события XII столетии. Общий для всех христианских народов смысл праздника — милосердная защита Богородицей людей, города, страны — выразилась у нас в символе Покрова, у греков — в символе Скепе (Защита, Прикрытие), у католиков — в символе Pallium’а, т.е. Плаща Богородицы.
Шаронтон, Ангерран. Мадонна Милосердия (Мадонна, защищающая страждущих своим плащом)
На Западе такие изображения именуются "Мадонна Мизерикордия (Милосердия)" и преподносятся как чисто католические, будто бы исключительно западноевропейские. Однако стоит вглядеться, и мы сразу узнаем православную икону Покрова Богородицы. Между прочим, данный пример хорошо показывает прежнее единство изначального славянства XII века на Востоке и на Западе. В эпоху XIV-XVI веков на всей территории Великой Тартарии царило единое славянство. Но после Великой Смуты в XVII веке, "малого ледникового периода" - три года без лета, ядерной зимы 1816-1819, с исчезновением Великой Тартарии историю исказили и представили так, что библейский лжеХристос и есть бог, а пархатый двуголовый змей - православная и католическая головы, друг друга не знают? Но это не столь важно, задница одна?
Покров Пречистой Богородицы в описании Гомера.
А теперь обратимся к Илиаде. Гомер описывает, что в трудный момент, когда осаждавшие сильно наседали на троянцев, Гектору был дан мудрый совет, позволивший в тот момент спасти город.
«В оное время трояне от дышащих бранью данаев
Скрылись бы в град, побежденные собственной слабостью духа,
Если б Энею и Гектору мудрого не дал совета
Сын Приамов Гелен, знаменитейший птицегадатель...
"Гектор, но ты поспеши в Илион и совет мой поведай
Матери нашей: пускай соберет благородных троянок
В замок градской, перед храм светлоокой Паллады богини.
Там, заключенные двери отверзя священного дома,
Пышный ПОКРОВ ВЕЛИЧАЙШИЙ, прелестнейший всех из хранимых
В царском дому и который сама наиболее любит,
Пусть на КОЛЕНА ЕГО ЛЕПОКУДРОЙ АФИНЫ ПОЛОЖИТ» [180:0], с.137-138.
Итак, Гомер сообщает, что в данном случае город был спасен благодаря священнодействию. Оно состояло в том, что на колена богине Афине положили пышный покров. Но вспомним, что на иконах Покрова Богородица держит покров на согнутых локтях. Согнутые локти и колена позднейшие переписчики могли легко перепутать. В целом мы видим достаточно точное описание праздника Покрова в поэме Гомера.
Мы видим, что праздник Покрова уходит корнями не в X век, как считается, а в эпоху Крестовых Походов XII-XIII веков. Отметим здесь, что на Руси праздник Покрова был введен, как считается, Андреем Боголюбским в XII веке [308], раздел "Богородичный ряд", комментарий к иконе 40. То есть Игорем-Христом. См. книгу "Царь Славян".
Конечно, описание Гомера не дает нам возможности подробно восстановить историю Покрова, но, тем не менее, позволяет уточнить датировку.
Троянская война XII - XIII века как мщение христианам за славян распятых на крестах, за раны Игоревы = Царя Славы = Царя славян! Не заступись за них Пречистая Богородица, троянцев постигла бы участь библейских Содома и Гоморры!
Троя была взята во времена царя Давида, то есть Игоря-Христа.
Некоторые средневековые источники утверждают, что пленение Трои произошло при Давиде, царе Иудейском [135]. Так например, в самом названии одного из таких сочинений: «Повесть о создании и попленении Тройском и о конечном разорении, еже бысть при ДАВИДЕ, ЦАРИ ИЮДЕЙСКОМ» содержится утверждение, что пленение Трои произошло в эпоху библейского царя Давида [135], с.7. Как мы показали в книге «Царь Славян», библейский Давид частично является отражением новгород-северского князя Игоря-Христа, а эпоха царя Давида, следовательно, содержит слой, пришедший из конца XII – начала XIII века. Что идеально соответствует нашей реконструкции, согласно которой Троянская война отождествляется со взятием Царь-Града в 1204 году.
У многих возникает вопрос: что же Богоматерь распростёрла над народом? На некоторых иконах можно видеть длинную узкую ленту. Неужели это архиерейский омофор?
К сожалению, эта грубая ошибка до сих пор тиражируется не только в иконографии праздника, но и удерживается в богослужебных текстах ("покрый нас Своим омофором" и др.). Божия Матерь – не епископ и тем более не дьякон, торжественно носящий на поднятых руках омофор в определенные моменты архиерейской Литургии. В греческом тексте жития стоит слово мафорион; это – большой женский платок - покрывало, закрывающий голову, плечи и спускающийся вниз.
Простой русский народ, не слишком обременяющий себя знаниями, переосмыслил "покров", ставший календарной вехой, как нельзя более прагматично. Это время свадеб, первое зазимье. "Батюшка Покров, покрой мать сыру землю и меня молоду! Бел снег землю прикрывает: не меня-ль молоду, замуж снаряжает? Батюшка Покров, покрой землю снежком, а меня, молоду, женишком!" – припевают истомившиеся красные девицы. Понять их можно, особенно сейчас. Желаем не отчаиваться и ждать своего достойного суженого. Быть может, он еще появится в "крещенский вечерок"?
См. также
................................................................................................................................................................................................................................................
Литература
................................................................................................................................................................................................................................................
Александров А. Об установлении праздника Покрова Пресвятой Богородицы в Русской Церкви //
ЖМП. 1983. №№ 10 и 11; Плюханова М. Б. Сюжеты и символы Московского царства. СПб., 1995 (приложение: История вопроса о происхождении праздника Покрова); Рубан Ю. Покров Пресвятой Богородицы // «Вода живая». С.-Петербургский церковный вестник. 2007. № 10.
Г.В.Носовский, А.Т.Фоменко «Начало ордынской Руси»