Вести: / Общество /
................................................................................................................................................................................................................................................
Польский лагерь смерти.
Польша крепко хранит все свои обиды и претензии к восточной могучей соседке - Российской империи. Она помнит всё, и три раздела Польши, инициаторами которых была не Россия, а Австро-Венгрия, и странные Катынские события. А наши неоценимые жертвы - 600 тысяч советских воинов, павших за освобождение Польши - поляки не помнят, и приращение к Польше земель после победы над Германией.
Всё забыли . Но и мы можем предъявить претензии к Польше: за прошлое, и сейчас - после событий в Варшаве, где били русских подростков только за то, что они - русские.
Катынь - страшная месть Сталина? За что?
Сегодня о трагедии в Катыни не знает разве что слепоглухонемой. Под катынской трагедией имеется в виду расстрел польских военнопленных на территории СССР в местечках Катынь, Медное и Пятихатки в марте–мае 1940 г. Тогда НКВД было расстреляно [по некоторым источникам, убивали не чекисты, а красноармейцы] около 20 тысяч офицеров, плененных во время "пятого раздела" Польши в сентябре–октябре 1939 г.
Но вот вопрос – за что? Почему именно поляков? Ведь в те же годы СССР присоединил к себе Прибалтику, где чекисты нахватали немало «антисоветских элементов». После советско-финской войны в Союзе были финские военнопленные. А потом немецкие, итальянские, испанские, словацкие, румынские, японские военнопленные – те, кто воевал против нас во второй мировой войне и в Отечественной. Их интернировали в лагеря для военнопленных, где условия содержания были, конечно, страшными. Но не более жуткими, чем те, в которых содержались свои родные зэки — и политические, и уголовные. Но массово расстреляли только поляков. Даже с людоедской точки зрения, это «нерентабельно» — могли бы лес валить и постепенно вымирать, так сказать, естественным путем. Так за что?
Жид скажет, что бит, а не скажет за что
Сегодня нет публикаций о десятках тысяч русских военнопленных, погибших в польских лагерях в 1919-1921 годах. Зато книгами о катынском расстреле польских офицеров заполнены стеллажи московских библиотек и больших магазинов. А ведь в 12-ти польских лагерях от эпидемий и болезней, голода, лишений и издевательств умерли около 60 (80) тыс. русских воинов.
Даже о самом большом лагере - в Тухоли, названном белоэмигрантами "лагерем смерти", где узники умирали целыми бараками, - фактически мало кто знает в России. Но помнить надо всех погибших. В этом - историческая справедливость.
Варшавская газета "Свобода" 19 октября 1921 года сообщала, что в лагере Тухоли умерли за один год около 22 тыс. красноармейцев, попавших в польский плен после советско-польской войны 1919 - 1920 годов. Русских, как скот, вместо лошадей впрягали, и они таскали телеги и бороны на лесозаготовках, пашне и дорожных работах. В 1965 году в польском архиве обнаружили "Письмо начальника II отдела генштаба польской армии И. Матушевского генералу К. Соснковскому" от 1 февраля 1922 года, курировавшему лагеря. Ему "не показалась невероятной" цифра умерших в Тухоли - более 20 тысяч человек. Тогда же Союз русских студентов из эмигрантов в Польше заявил: "Из-за антисанитарных условий в Тухоли болезни буквально косили узников". Удалось достать официальный польский документ о том, что с февраля по май 1921 года в Тухоли зафиксировано 23 878 случаев заболеваний, в том числе тифом, холерой, дизентерией, туберкулезом. Представители РСФСР в Смешанной комиссии по обмену военнопленных заявили (протокол от 28 июля 1921 года): "Поляки обращались с россиянами не как с людьми равной расы, не как с обезоруженными солдатами противника, а как с бесправными рабами".
К сожалению, действительно исторически сложилось так, что поляки к русским вообще относятся почти враждебно. Но истребление простых солдат - это не история, а преступление и варварство. Очень жаль, что польская сторона это не понимает до сих пор.
Почему автор этой статьи подробно исследует трагедию польских лагерей? В деревне, где жил его дед, у многих жителей не вернулись родные именно из польского плена.
А в 1921 году в лагерь смерти этапировали наших соотечественников - интернированных белогвардейцев и членов их семей.
Казалось бы, их-то, воевавших против советской власти, за что? Это пусть догадливый читатель сам сообразит. Я изучил письма интернированных в эмигрантских газетах (1920 - 1923 годы). В этих письмах - их жизнь, если это можно назвать жизнью. Это письма из лагерного ада.
Письмо Д. В., лагерь Тухоли, 2 декабря 1921 года:
"Медленно угасает человеческая жизнь в казематах Тухоля. Душные, тёмные, сырые, холодные, с огромными щелями в потолках, в окнах, в дверях, признанные комиссией непригодными для проживания в них человека, казематы эти наполнены "бывшими людьми",
героями Великой европейской войны, бесстрашными воинами Великой гражданской русской бойни и вот они, как огромные чёрные тараканы, кишат в казематах, шуршат на голых нарах, ссорятся, проклинают судьбу.
Каждый день я вижу их, замкнутых, молчаливых, со страждущими ликами, отражающими ту горькую неправду, которая выпала на долю невинных мучеников поруганной России. Вижу, как оборванные, полубосые прыгают они, "возбуждая смех у иных" (т.е. у охраны) в обширных лагерных постройках, прозябших до костей от злобных порывов приморского ветра, скрываются в подземелья, не находят там ни покоя, ни света, ни тепла. А ведь это те, кто напрягали все силы, чтобы воскресить страдалицу Родину. Это те, кто, рискуя жизнью и веруя в будущее России, три года своей кровью спасал и культуру Запада от страшного удушья и яда коммунизма. Они дали возможность Европе жить "усладой жизни безмятежной". Ныне эти борцы в казематах лишены солнечного света. Но другой свет, тихий, святой свет мерцает, как далёкая звезда, в сердце каждого из них. Это свет надежды увидеть родную страну и победу над красной каторгой. Не одни воины мучаются в этом аду. Женщины, бежавшие с ними от безумства красных, рождённые в болезнях дети, не научившиеся познавать ни добро, ни зло, выпивают до дна ту же горькую чашу дикого возмездия и в невыплаканных слезах жалуются на отчаяние, но не людям, нет! Ему жалуются, пред Ним падают ниц, показывая сине-красными от стужи руками на завёрнутых в ворох тряпок безгрешных малюток. Не о жизни младенцев просят матери, ведь они не знают жизнь, а о гибели ангельских душ, о смерти детей молятся матери. Медленно угасает жизнь человеческая в Тухоли!"
Письмо из Тухоли, 22 октября 1921 года:
"...Интернированные размещены в бараках и землянках. Те совершенно не приспособлены для зимнего времени. Бараки из толстого волнистого железа, изнутри покрыты тонкими деревянными филёнками, которые во многих местах полопались. Дверь и отчасти окна пригнаны очень плохо, из них отчаянно дует... Интернированным не дают даже подстилок под предлогом "недоедания лошадей". С крайней тревогой думаем о будущей зиме".
Письмо М. Т., лагерь Тухоли, 8 ноября 1921 года:
"...Прошел ровно год, как наши части перешли реку Збруч... С 22 августа 1921 года мы в Тухоле, с именем которого связаны самые тяжёлые впечатления... С большой дороги, из-за рощи и возвышающегося земляного бугра не видно самого нашего лагеря... не видно людских страданий, горя и слёз. Всё проносится мимо. Сердце полно любви к Родине.
Хочется крикнуть: - "Обреченные на смерть тебя приветствуют, Родина".
Письмо из Тухоли, 22 декабря 1921 года:
"Сегодня польский сочельник... По соседнему с лагерем шоссе гремят подводы, счастливые люди, имеющие Родину, дома и семьи едут в костёлы и кирхи. Скоро придёт и наше Рождество. Чем отметим этот великий праздник Рождения Правды на земле? Щемящей грустью... Беспредельной тоскою по утерянной Родине, по голодающим нашим близким... Скоро придёт к нам наш праздник, но уже и сейчас под шум колес на шоссе в нашу землянку спустилась тоска - милая, как чары возлюбленной, и тяжёлая, как удушливые газы... Спустилась и надолго отравила наши души..."