Мыслите: / Оракул /
..........................................................................................................................................................................................................................................
Янукович пал и бог с ним! Путин вводит российские войска в Украину...
Госпереворот на Украине победил. Отношения между Украиной и Россией продолжаются...
Проклятие трехглавого Орла.
О восторженной оценке российского имперского орла, которую дал ему господин Ю.Кушер, мы уже говорили. Он утверждает, что «Орел, как известно, существо дневное, солнечное. Его глаза могут не мигая смотреть на Солнце. Он по своей природе является символом Дня и Света».
Но так ли уж однозначна оценка этого символа, рисуемого на гербах? Вот лишь одно только мнение на этот счет. Его высказал великий гуманист эпохи Возрождения Эразм Роттердамский (1469-1536). Ему принадлежат такие слова: «Из всех птиц какой-то мудрый человек выбрал орла для обозначения королевской власти, птицу, не обладающую ни красотой, ни голосом, не пригодную в пищу, но прожорливую, ненасытную, ненавидящую все, бедствие для всех, обладающую удивительным исскуством приносить вред, только из прихоти делать это».
В письме своей дочери, датированном 1784 годом, Бенджамин Франклин (да, тот самый, что глядит на мир с банкноты США номиналом 100 долларов) писал: «Я не хотел бы, чтобы орел был выбран представлять нашу страну; эта птица с плохими моральными чертами; она не зарабатывает средства к существованию честно... как и те среди людей, которые грабят и убивают, в конечном счете она не имеет ничего и часто гибнет. Кроме того она довольно труслива...»
И это все об орле - символе королевской, императорской власти, а уж что говорить, если на своем гербе такой символ помещает власть демократическая или, во всяком случае, таковой себя считающая.
Итак, орел - символ. Утверждается, что эта птица в христианстве символизирует божественное вдохновение и духовную силу. Чтобы выяснить справедливость подобного утверждения, обратимся - к Святому Писанию, к Библии.
Слово «апокалипасис» в наше время не слыхал разве, что самый ленивый. С легкой руки Генерального секретяря ЦК КПСС Михаила Горбачева, посредственно знающего отечественную историю и русский язык, понятия «апокалипсис» и «мировая ядерная война», которая может привести к уничтожению человечества, стали почти синонимами.
Между тем слово «апокалипсис», переведенное с греческого на чистый и грамотный русский язык, означает всего лишь «откровение».
Объясняя смысл этого слова, Владимир Даль писал: «Откровение - открытие, просветление свыше, открытие истин, до коих человек умом своим не доходит; зачатки понятий и убеждений духовных или нравственных». И далее приводит пример: «Откровение пророков, вдохновление, вразумление, наитие, вразумление свыше. Откровение свят. Иоанна Богослова, Апокалипсис». Битва добра со злом, в которой якобы погибнет человечество, в Апокалипсисе Иоанна Богослова названа Армагеддоном. Ничего похожего, верно?
Владимир Даль не случайно выделил курсивом слова «откровение пророков», поскольку за долгие годы существования религий иудаизма и христианства - апокалипсисы, обращенные к верующим, их духовные пастыри выдавали не раз и не два.
На протяжении долгого времени наряду с Откровениями Иоанна Богослова, которым особое значение придает христианская церковь, не меньшей популярностью пользовались предсказания иудейского пророка Ездры, которые вошли в его Третью книгу.
Какое же Откровение поведал этот пророк будущим поколениям?
Итак, «Библия. Книги Святого Писания Ветхого и Нового Завета». Российское Библейское общество. Москва. 2002. Третья книга Ездры. 11-12 глав. Стр. 1028-1029.
Читаем: Пятое видение Лев одолел Орла.
«1 И видел я сон, и вот, поднялся с моря орел, у которого было двенадцать крыльев пернатых и три головы. 2 И видел я: вот, он распростирал крылья свои над всею землею, и все ветры небесные дули в него и собирались облака. 3 И видел я, что из перьев его выходили другие малые перья и из тех выходили еще меньше и короткие. 4 Головы его покоились, и средняя голова была больше других голов, но тоже покоилась с ними. 5 И видел я: вот орел летал на крыльях своих и царствовал над землею и всеми обитателями ее. 6 И видел я, что все поднебесное было покорно ему, и никто не сопротивлялся ему, ни одна из тварей, существующих на земле. 7 И вот орел стал на свои когти и испустил голос к перьям своим и сказал: 8 Не бодрствуйте все вместе; спите каждое на своем месте, и бодрствуйте поочередно. 9 А головы пусть сохраняются на последнее время. 10 Видел я, что голос его исходил не из голов его, а из середины тела его. Я сосчитал малые перья его; их было восемь. 12 И вот, с правой стороны поднялось одно перо и воцарилось над всей землею, 13 и когда воцарилось, пришел конец его, и не видно стало места места его; потом поднялось другое перо и царствовало; это владычествовало долгое время. 14 Когда оно царствовало и приблизился конец его, чтобы оно так же исчезло, как и первое, 15 и вот слышен был голос, говорящий ему: 16 слушай ты, которое столько времени обладало землею! Вот что я возвещаю тебе, прежде нежели начнешь исчезать: 17 никто после тебя не будет владычествовать столько времени, как ты, и даже половины того. 18 И поднялось третье перо и владычествовало, как и прежнее, но исчезло и оно. 19 Так было и со всеми другими: они владычествовали и потом исчезали навсегда. 20 Я видел, что по времени с правой стороны поднимались следующие перья, чтобы и им иметь начальство, и некоторые из них начальствовали, но тот час исчезали; 21 иные же из них поднимались, но не получали начальства. 22 После сего не являлись более двенадцать перьев, ни два малых пера; 23 и не осталось в теле орла ничего, кроме двух голов, покоявшихся, и шести малых перьев. 24 Я видел, и вот, из шести малых перьев отделились два и остались под головою, которая была с правой стороны, а четыре осталось на своем месте. 25 Потом подкрыльные перья покушались подняться и начальствовать; 26 и вот, одно поднялось но тотчас исчезло; 27 а следующие исчезли еще скорее, нежели прежние. 28 И видел я: вот, два оставшихся пера покушались так же царствовать. 29 Когда они покушались, одна из покоявшихся голов, которая была средняя, пробудилась, и она была более двух других голов. 30 И видел я, что другие две головы соеденились с нею. 31 И эта голова, обратившись с теми, которые были соеденены с нею, пожрали два подкрыльных пера, которые покушались царствовать. 32 Эта голова устрашила всю землю и владычествовала над обитателями земли с великим угнетением, и удерживала власть на всем земном шаре более всех крыльев, которые были. 33 После того я видел, что и средняя голова внезапно исчезла, как и крылья; 34 оставались две головы, которые подобным образом царствовали на земле и над ее обитателями. 35 И вот, голова с правой стороны пожрала ту, которая была с левой. 36 И слышал я глас, говорящий мне: смотри пред собою, и размышляй о том, что видишь. 37 И видел я: вот, как бы лев, выбежавший из леса и рыкающий, испустил человеческий голос к орлу и сказал: 38 слушай, что я буду говорить тебе и что скажет тебе Всевышний: 39 не ты ли оставшийся из числа четырех животных, которых Я поставил царствовать в веке Моем, чтобы через них пришел конец времен тех? 40 И четвертое из них пришло, победило всех прежде бывших животных и держало век в большом трепете и всю вселенную в лютом угнетении, и с тягостнейшим утеснении подвластных, и столь долгое время обитало на земле с коварством. 41 Ты судил землю не поправде;42 ты утеснял кротких, обижал миролюбивых, любил лжецов, разорял жилища тех, которые приносили пользу, и разрушал стены тех, которые не делали тебе вреда. 43 И взошла ко Всевышнему обида твоя, и гордыня твоя - к Крепкому. 44 И воззрел Всевышний на времена гордыни, и вот, они кончились, и исполнилась мера элодейства ее. 45 Поэтому исчезни и ты, орел, с страшными крыльями твоими, с гнусными перьями твоими, со злыми головами твоими, с жестокими когтями твоими и со всем негодным телом твоим, 46 чтобы отдохнула вся земля и освободилась от твоего насилия, и надеялась на суд и милосердие твоего Создателя. (3Езд.11:1-46).
1 Когда лев говорил к орлу эти слова, я увидел, 2 что не являлась больше голова, которая оставалась вместе с четырьмя крыльями, которые перешли к ней и поднимались, чтобы царствовать, но которых царство было слабо и исполнено возмущений. 3 И я видел, и вот они исчезли, и все тело орла сгорало, и ужаснулась земля. И я от тревоги, исступления ума и от великого страха пробудился...» (3Езд.12:1-3).
Далее, как и положено канонам библейских апокалипсов, пророк Ездра объясняет суть видений, причудившихся ему в вещем сне: «13 Вот приходят дни, когда восстанет на земле царство, более страшное, нежели все царства бывшие до него. 14 В нем будут царствовать один после другого, двенадцать царей. 15 Второй из них начнет царствовать и удержит власть более продолжительное время, нежели прочие двенадцать. 16 Таково значение двенадцати крыльев. 17 А что ты слышал говорящий голос, исходящий не от головы орла, но из середины тела его, 18 это означает, что после времени того царства произойдут немалые распри, и царство подвергнется опасности падения; но оно не падет тогда, а восстановится в первоначальное состояние свое. 19 А что ты видел восемь малых подкрыльных перьев, соединенных с крыльями, это означает, 20. что восстанут в царстве восемь царей, которых времена будут легки и годы скоротечны и два из них погибнут. 21. Когда будет приближаться среднее время, четыре сохраняться до того времени, когда будет близок конец его: а два сохранятся до конца. 22. А что видел три головы покоящиеся, это означает, 23. что в последние дни царства. Всевышний воздвигнет три царства и покорит им многие другие, и они будут владычествовать над землею и обитателями ее 24. с большим утеснением, нежели все прежде бывшие; поэтому они и названы головами орла, 25. ибо они-то довершат беззакония его и положат конец ему. 26. А что ты видел, что большая голова не являлась более, означает, что один из царей умрет в постели своей, впрочем с мучениями, 27. а двух остальных пожрет мечь; 28. меч одного пожрет того, который с ним, но и он впоследствии умрет от меча». (3Езд.12:13-28).
Если не принимать во внимание небрежность (умысел), церковных редакторов, приписавших пророку, слова о голове орла, которая: «устрашила всю землю и владычествовала над обитателями земли с великим угнетением и удерживала власть на всем земном шаре», текст пророчества достаточно ясен. Вот только понятие «земной шар», появилось на много веков позже того времени, когда жил пророк Ездра, один из признанных авторов Святого Писания. Его Первая книга входит в основной состав Библии и, следовательно, является канонической, Божественной и Богодухновенной. Вторая и Третья книги Ездры переведены на русский язык с латинского оригинала и каноническими не признаются, хотя в состав православного Святого Писания входят.
Знали ли об этих пророчествах православные богословы России в прошлом? Да, конечно, знали и потому обвиняли церковные власти в том, что вместо Льва они поклоняются орлу, совершая грех перед Христом. «Лев ту стал орел, - писалось в Четьих минеях Дмитрия Ростовского, ин бог и двоеглавый змей. Сему орлу вы и поклоняетеся».
Любые пророчества всегда туманны, и это дает каждому право толковать их самыми различными способами и привязывать к тем временам и фактам, которые совпадают с проводимыми в Откровениях.
Выделим главное из сказанного Ездрой
- это будет судьба трехголового Орла, которого пожрет Лев.
В начале этой главы приведен рисунок именно такого орла-урода, какого и придумать-то непросто. И все же он есть как есть. Причем это герб. Более того, герб царства Российского, относящийся к эпохе правления Алексея Михайловича. Возник герб как отклик на радостное событие объединения Украины с Россией. Три головы орла на длинных худых шеях должны были символизировать соединение воедино духа и силы трех частей Руси - Великой, Малой и Белой.
Герб в таком виде существовал недолго. Среднюю голову (по-видимому, Великорусскую) вскоре лишили плотской основы и оставили для нее лишь пустое место, над которым поместили большую корону. Но трехголовое чудовище в стране, исповедовавшей христианство, запомнилось и подготовило почву для неблагоприятных по отношению к российскому самодержавию толкований.
Государственные гербы так или иначе связаны с нашими судьбами и влияют на них. Мой дед Федор Иванович Собченко под царским орлом служил простым солдатом и всегда был на хорошем счету. А вот в 1938 году, когда ему, имевшему лишь начальное образование и никогда не состоявшему в партии, исполнилось 65 лет, самые бдительные в мире сотрудники НКВД объяснили, что он был "врагом народа". Деда, работающего дежурным пожарной охраны в учебном комбинате Московского трамвайного треста, осудили по статье 58 УК РСФСР и расстреляли.
Я бы не стал вспоминать эту историю, если бы много лет спустя опять же самая справедливая в мире советская прокуратура вдруг не выяснила, что дед был не врагом, а другом народа, и потому полностью восстановила его доброе имя в правах. А похоронен его прах по случайности на Донском кладбище, в той же яме, куда бросили «невостребованный» прах известного советского маршала К.В.Блюхера.
Так вот, дед, Федор Иванович, будучи атеистом, дружил с неким Досифеем, стариком-сектантом, который исповедовал какую-то особую разновидность христианства. В какую уж он впал ересь, не представляю, но то, что Святое Писание знал, сомнений у меня нет. Оба деда не очень-то жаловали власть вообще, считали «окаянной» и старую - царскую, и новую - советскую. Федор Иванович называл царскую «неметчиной», а Досифей именовал ее «властью антихриста». Парадокс? Возможно, но причины его лежали в глубоком начитничестве Досифея. Библию он не только прочитал, но многое из нее знал наизусть и толковал по-своему однозначно, отметая любые возражения и сомнения Федора Ивановича. «Как записано в скрижалях, - говорил Досифей, - так и понимать положено. Даром говорят: что пером написано, топором не вырубить».
А толкования свои Досифей укладывал в канву истории, как в гробик, точно сколоченный по мерке усопшего. «Первую, главную голову, - говорил Досифей, - Орлу нашему обломал Лев пустыни, сиречь Наполеон Бонапарт. Бонапарт у него было прозвищем людским, а Наполеон в точности означает - Великий лев пустыни. Ведь как ни смотри, не было еще у России с ее тремя головами - Киевом, Москвой и Петроградом, головы большей, чем средняя. Ее-то и сжег огнем Великий лев пустыни. Не поняли этого предостережения ни власть царская, ни духовная. Ох, не поняли. Как дотоле велось на Руси, так все и осталось. Судили не по правде. Утесняли кротких. Обижали миролюбивых. Дождались нового пришествия зверей окаянных. Выбежал из леса рыкающий Лев иной, более прежнего лютый. Кто не глуп был, тот понимал, кто не слеп, тот видел, - этим зверем был князь Львов. Он скрутил орлу первую голову, главную, императорскую. За ним появился Лев иной, сын Давида царя иудейского, сиречь Лев Давидович Троцкий. И где теперь орел с тремя головами?»
Имена, которые называл Досифей, мне в те годы знакомы не были. Лишь потом я узнал, что князь Георгий Львов после отречения императора Николая II от власти, возглавил временное правительство, а Лев Троцкий был председателем революционного Совета Республики, народным комиссаром по военным и морским делам первого советского правительства.
И еще тогда посоветовал Досифей моему деду наизусть выучить статью пятьдесят восемь.
- Имеешь в виду Уголовный кодекс? - высказал догадку Федор Иванович, поскольку цифра 58 в то время была известна всем без исключения. - Так-то ответственность за контрреволюцию. А какой из меня, старика, враг власти?
- Пятьдесят восьмая уголовная статья имеет смысл многообобщающий, - пояснид Досифей. - Иосиф Виссарионович Джугашвили-Сталин кончил духовную семинарию, уж он знает предвиденье. Потому у статьи номер в Уголовном кодексе совсем не случайный, чтобы то понять, ты в Псалтырь загляни.
Жизнь полна необъяснимых символов и странных совпадений. Федора Ивановича объявили врагом ни за что ни про что. А начало Псалма 58-го из Псалтири, одинаково признающийся иудеями и христианами, звучит так: «Избавь меня от врагов, Боже мой! Защити меня от восстающих на меня; избавь меня от делающих беззаконие; спаси от кровожадных, ибо вот, они подстерегают душу мою; собираются на меня сильные не за преступление мое и не за грех мой, Господи; без вины моей сбегаются и вооружаются, подвигнись на помощь мне и воззри». (Пс.58:2-5)
Прошло время... пришло время : «Золотой двуглавый Орел, - восторженно возвестил миру официальный толкователь государственных символов Российской Федерации господин Ю.Кушер, - увенчанный тремя историческими коронами Петра Великого, вновь воспарил над обновляющейся страной, излучая теплый солнечный свет и вселяя в души ее граждан, всех, кому небезразлична судьба России, извечные Веру, Надежду, Любовь»
Несколько веков герольдмейстеры царского двора объясняли символику (трех голов) российского орла как символ православия - Святую Троицу. Позже оказалось, что три короны - это единение трех Царств в составе России - Казанского, Астраханского, Сибирского. Наконец, мнения геральдистов сошлись на том, что герб обозначает единство Великой, Малой и Белой Руси. Потом пришел час, определенный историей, и все головы слетели одна за другой. В конце ХХ века распался Союз нерушимый республик свободных. Пошли своим путем Малая и Белая Русь... Кому-то захотелось "Петровских времен".
И вот старательные специалисты геральдики новой России дают новую трактовку символики корон и голов орла: «В современном прочтении на Государственном гербе Российской Федерации [они] могут рассматриваться... как символы трех ветвей власти - исполнительной, представительной и судебной». Оказывается, символы, как и идеи, можно менять на ходу приспосабливать к каким угодно обстоятельствам.
Новый герб России увидел свет в 1993 году. Экземпляр Третьей книги пророка Ездры, к которому я обращался, опубликован в 2001 году. Свое вдохновение повествование об истории двуглавого орла Ю.Кушер предварил таким четверостишием:
Везде орел, везде с ним слава!
Везде он гордый, впереди -
Крестом увенчана держава,
Святой Георгий на груди.
Мне эту историю захотелось окончить иным стихотворением. Оно называлось «Двуглавый орел», было написано известным поэтом В.Курочкиным и опубликовано в 1857 году.
Я нашел, друзья, нашел,
Кто виновник бестолковый
Наших бед и наших зол.
Виноват во всем гербовый,
Двуязычный, двуголовый,
Всероссийский наш орел.
Я сошлюсь на народное слово,
На великую мудрость веков:
Двуголовье - основа
Всех убийц, идиотов, воров.
Не вступая и в споры с глупцами,
При смущающих душу речах,
Сколько раз говорилы вы сами:
«Да никак ты о двух головах!»
Оттого мы несчастливы, братья,
Оттого мы и горькую пьем,
Что у нас каждый штоф за печатью
Заклеймен двуголовым орлом.
Наш брат русский - уж если напьется,
Нет ни связи, ни смысла в речах:
То целуется он, то дерется -
Оттого что о двух головах.
Взятки - свойство гражданского мира,
Ведь у наших чиновьих ребят
На обоих бортах вицмундира
По шести двуголовых орлят.
Ну! И спит идиот безголовый -
Пред зерцалом, внушающим страх -
А уж грабит, так грабит здорово
Наш чиновник о двух головах.
Правды нет оттого в русском мире,
Недосмотры везде оттого,
Что всевидящих глаз в нем четыре,
Да не видят они ничего;
Оттого мы к шпионству привычны,
Оттого мы храбры на словах,
Что мы все, господа, двуязычны,
Как орел наш о двух головах.
Я нашел, друзья, нашел,
Кто виновник бестолковый
Наших бедствий, наших зол.
Виноват во всем гербовый,
Двуязычный, двуголовый,
Всероссийский наш орел.
(К сведению трех властей - исполнительной, представительной и судебной - последнее стихотворение мной, как и его автором, полностью отнесено к тому, старому орлу из далекого прошлого. Наш-то нынешний, он другой, если верить всему, что о нем сказано современными официальными геральдистами: он демократический, а наши чиновники не взяточники и грабители, и к шпионству мы непривычны... Короче говоря, с нашим орлом все не так!)
* * *
...На вопрос Павла о том, будет ли после всех бед спасение державе Российской, Монах Авель произнёс следущее: «Восстанет избранник Божий. Он будет един и всем понятен, его учует самое сердце русское. Он сам подтвердит своё избрание. Имя его трикратно суждено истории российской. Два уже были, но не на престоле царском. Он же третий, в нём спасение и счастье державы. Велика потом будет Россия, сбросив иго безбожие. Вернётся к истокам жизни своей, ко временам Равноапостольного, уму-разуму научится бедою кровавой»
Литература.
................................................................................................................................................................................................................................................
Глава «ДЕРЖАВНЫЙ ОРЕЛ РОССИИ» из книги А.А.Щелоков «Увлекательная геральдика»
Библия «Российское библейское общество». Москава 2002. Третья книга Ездры.