История: / Однако
................................................................................................................................................................................................................................................
Римская волчица "помолодела" на несколько веков.
Римская статуя волчицы, кормящей Ромула и Рема, оказалась не такой старой, как считалось ранее. Ранее эта статуя, символизирующая мифические корни и мощь Римской империи, датировалась примерно 480-470 гг. до нашей эры.
Радиоуглеродный анализ свидетельствует,
что ее отлили менее тысячи лет назад
Бронзовая статуя волчицы, которая кормит
основателей Рима Ромула и Рема, является
символом Вечного города не 2,5 тысячи лет, как
считалось ранее, а «только» 5-6 веков. К такому
выводу пришли итальянские ученые, сделавшие
радиоуглеродный анализ песчинок и семян, которые
были найдены в бронзовой статуе высотой 76 см.
Капитолийскую волчицу отлил не известный
скульптор Вулка, живший в этрусском городе Вейи
в 5 вв. до н.э., а неизвестный мастер между
1471 и 1509 годами, и уже нашей эры...
О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья Дух. (А.С.Пушкин)
Казалось, о легендарном памятнике Капитолийской волчицы известно уже всё, а нашему поколению остается только любоваться ею в Капитолийском музее Рима. Однако ученые нашего времени навели смуту вокруг знаменитой скульптуры. В 2006 году специалист по металлургии, Анна Мария Карруба, занимающаяся реставрацией Капитолийской волчицы, сделала свои выводы по поводу возраста скульптуры.
Она посчитала, что скульптуру не могли сделать раньше 8-10 веков н.э.. Ее аргумент звучал убедительно: в античности еще не умели отливать большие статуи целиком. Древние римляне, как и этруски, такой техники не знали, она появилась гораздо позже, в эпоху Каролингов (8-9 вв.), когда появилась необходимость в изготовлении крупных предметов, таких как колокола.
Ученые спорят о происхождении Капитолийской волчицы с 18 века. До сих пор большинство экспертов считали, что ее изваял этрусский скульптор в 5 веке до н.э.
Древнеримский политик и философ Цицерон, живший в I веке до н.э., описывает статую волчицы, в которую якобы ударила молния. Агась, митрики Цицерон всем предьявлял?, ...после ядерной войны, вспомнили, научились писать и читать тока с века 10 н.э., бумага стала известна в Европе с 11 века н.э., а римский философ марал бумагу с I века и до н.э.? Существует версия, целый заговор среди мракобесов от науки, что именно по этой причине у Капитолийской волчицы повреждена лапа.
Однако в 2006 году итальянский историк искусства и реставратор Анна Мария Карруба сообщила, что статуя новодел, исполнена в технике, которая не была известна в Древнем Риме, а лапа выглядит поврежденной из-за ошибки скульптора.
Многие учёные давно чуствовали, что с нашей историей, историческими "личностями", и с этой скульптурой что-то не то. Они обращали внимание на различные детали совершенно нехарактерные для этруских скульптур. Emanuel Ltwy в 1934 году на основе чисто искуствоведческого анализа вынес вердикт - это невозможно, чтобы такая скульптура принадлежала античности. Но всё же в споре (хотя и не без противодействия) восторжествовало мнение Friedrich Matz, который в 1951 году датировал её примерно 480-470 гг. до н.э., и именно его датировка попала в различные путеводители и музейные каталоги.
Анализ, проведенный современными учеными, показал – скульптура не древнее 13 века. Впрочем, вряд ли каким-то образом это открытие скажется на оценке художественной ценности волчицы, и тем более ее значения для Рима. Сегодня скульптура Капитолийской волчицы является одним из артефактов истории Древнего Рима. Например, критика взглядов на историю этрусков и искусства этой народности приведена в 15 главе труда "Империя". Там авторы указывают, что в соответствии с их реконструкцией, изображение Ромула и Рема, сосущих волчицу, не могло появиться ранее 15 века: "Так что напрасно искусствоведы упорно датируют саму волчицу пятым веком до н.э.. Она, скорее всего, тоже сделана между 1471 и 1509 годами н.э. Одновременно с фигурками близнецов. А не за две тысячи лет до них".
Конечно же, после этого может возникнуть масса вопросов. Но главный все же в том, а откуда вообще берутся такие датировки? В истории искусства приняты так называемые искусствоведческие датировки, по технологиям, которые надо сказать имеют лишь относительное вспомогательное значение. Но тут нужно сделать уточнение, что в принципе любое проставление даты создания Капитолийской волчицы не выражается как основное и независимое. Это косвенное датирование.
Как можно утверждать когда она была создана, когда у скульптуры с капитолийского холма нет безусловных элементов датирования. Ведь та же датировка по технологии – такая же относительная датировка. Чтобы датировать некий объект по появлению технологий, нам явно нужна установленная шкала технологий, базирующаяся на точной хронологии самого исторического прошлого. И если считается, что появление такой технологии связано с эпохой Каролингов, то автоматом и волчица попадает в эту эпоху. Стоит задаться вопросом, а верно ли датируют саму эпоху Каролингов, а так же метод цельной отливки. Тоже можно сказать и про самих этрусков, но по поводу датировок в истории Ватикана поговорим в следующих статьях из цикла «Однако/Артефакты».
Тут стоит обратить внимание, откуда вообще взялось мнение о создании капитолийской статуи этрусками. А появилось оно, в 18 веке, когда волчицу с Капитолия обрисовал выдающийся германский искусствовед Иоганн Винкельман. С его подачи это изваяние и стало почитаться как этрусское. Правда в 19 веке гипотезу Винкельмана пробовали оспаривать некоторые ученые, которые и предполагали что статуя более позднее, скорее средневековое произведение, но престиж немецкого ценителя искусства был так высок, что к его воззрению так продолжали и продолжают прислушиваться.
Сотворение же небольших фигурок Ромула и Рема было подтверждено документами и было широко известно, так что никто не оспаривал тот факт, что их изготовил под конц 15 века мастер из Флоренции Антонио дель Поллайоло. С этим вынуждены соглашаться и сами деятели истории: статуэтки близнецов реально воплощены в жизнь в период от 1471 до 1509 годов. Так что бесполезно упорно датировать волчицу пятым веком до н.э. Она вернее всего, так же создана между 1471 и 1509 годами вместе со статуэтками близнецов, не за две тысячи лет до них или даже за пятьсот. Деятелям истории стоит отрешиться от устаревшего предположения, что 76-сантиметровое изваяние волчицы сделал этрусский мастер Вулка из Вейи, да еще и около 470 года до н. э.
Грот капитолийской волчицы.
Вы думаете, они так и сделали? Не тут-то было. 20 ноября 2007 года итальянское министерство культуры в первый раз выпустило в свет фото, сделанные при помощи особенной фотокамеры-зонда в древнем храме Капитолийской волчицы, которая, согласно преданию, вскормила детей Марса и родоначальников Рима – Ромула и Рема. Грот-храм, находящийся недалеко от дворца кесаря Августа на Палатинском холме, раскрыли еще в 2001 году, но 2007 году догадка о том, что собственно в этом подземном святилище в древности и почитали близнецов как богов, как и их кормилицу волчицу, неожиданно подтвердилась. Как подтвердилась в сообщении не уточняется, но в свете того что я привел выше можно ответить: так как версия о средневековом происхождении капитолийской статуи облетела все новостные агентства, а волчица та не простая, на ней все здание древней римской истории держится, то и потребовалось срочное подтверждение незыблемости постулата. Теперь пускай утверждают, что статуя волчицы не древняя, главное утвердить древность уже самого культа волчицы.
Пристанище волчицы, грот-храм «луперкале», выглядит как каменное углубление в форме овала, диаметр грота 7,5 метра, высота 9 метров, в некоторых местах облицованный разноцветным мрамором. Стены пристанища украшают морскими раковинами и блеклые от времени мозаики. Эти познания были приобретены учеными при помощи фото-зонда, оборудованного видеокамерой. Открытие сделано около стены, окружающей дворец кесаря Августа, между церковью Святой Анастасии и храмом Аполлона. Так же внутри грота расположено мраморное изваяние белого орла, символа «древнеримских легионов».
Итак заявил министр: «Миф становится реальностью». И действительно с такой чудесной пещерой разве поспорит кто-то с достоверностью сказания о сказочном спасении родоначальников Рима. Вот видите, как мифы становятся реальностью. Так же открытие капитолийской пещеры положит конец дискуссиям о детстве легендарных основателей. К примеру, бытует версия, по которой слово «лупа» обозначало в античности кроме волчицы, еще и распутную женщину. Согласно этой гипотезе вскормила братьев основателей не дикое животное, а заурядная гетера. Ну что же версия как версия, она тоже имеет право на существование. Оказывается, не имеет, все баста, как говорят сами итальянцы, спорам конец, а кто не успел …
Интересно было бы узнать об истории дальнейшей судьбы Анны Марии Карруба, думается, что после таких необдуманных выводов, карьера ее резко пошла в низ, а от раскопов на Палатинском холме ее просто отстранили.
Но если приглядеться к самой капитолийской скульптуре, то она мало похожа на волчицу: она ближе к породистой и ухоженной собаке. Рядом с ней теперь фотографируются и загадывают желания. Рядом с волчицей - пророчицей, существующей якобы уже 25 веков… И этот древний языческий символ при этом преспокойно живет в согласии с находящимся рядом холме символом католической церкви — Ватиканом.
См. также
................................................................................................................................................................................................................................................